Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025; 1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ___________________________________________________________________________ ______________________________________________; _____________. 2. Условия реализации внеурочной деятельности 2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав; результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные особенности региона, муниципалитета. 2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: 2.2.1. На уровне начального общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286: спортивно-оздоровительная деятельность; проектно-исследовательская деятельность; коммуникативная деятельность; художественно-эстетическая творческая деятельность; информационная культура; интеллектуальные марафоны; «Учение с увлечением!». 2.2.2. На уровне основного общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287: внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций 2 дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и др.; внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и др.); внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). 2.2.3. На уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373, ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. 2.3. В организации внеурочной деятельности задействованы все педагогические работники школы. Координирующую роль осуществляет ________________________________. 2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные формы образовательновоспитательной деятельности. Формы внеурочной деятельности представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. 2.5. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ, привлекая ресурсы организаций дополнительного образования, культуры и спорта и других партнеров. 2.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются учебные кабинеты, общешкольные помещения, ______________________________________________________________________________. 3 2.7. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность. 2.8. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул на уровне основного общего и среднего общего образования. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в формах __________________________________________________________________________________ ________________________ 3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности 3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. План определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности. 3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится: от ___ часов до 1320 часов для обучающихся на уровне начального общего образования за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; от ___ часов до 1350 часов для обучающихся на уровне начального общего образования за четыре года обучения, осваивающих ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; от ___ часов до 1750 часов для обучающихся на уровне основного общего образования за пять лет обучения, осваивающих ООП по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, и ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; от ___ часов до 700 часов для обучающихся на уровне среднего общего образования за два года обучения, осваивающих ООП по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413. 3.3. Предельно допустимый объем недельной нагрузки в плане независимо от продолжительности учебной недели для нормально развивающихся обучающихся не может превышать 10 часов. Объем недельной нагрузки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен составлять суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны отводиться на обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. 3.4. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». 3.5. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться: 3.5.1. На уровне ООО: на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно – от 2 до 4 часов; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности – от 1 до 2 часов; внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 часов; деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных 4 мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки, социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно – от 2 до 3 часов. 3.5.2. На уровне СОО: на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно до 4 часов; организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. 3.6. План должен включать состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. __________________________________ 3.7. План внеурочной деятельности на уровне СОО должен включать две части: план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций, в том числе и в рамках «Российского движения школьников»; план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего образования). 3.8. План внеурочной деятельности на уровне СОО модифицируется в соответствии с профилями обучения: __________________________________________________________________________________ ________. При этом план должен содержать инвариантный и вариативный компоненты. 3.8.1. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает: организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации; проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации. 3.8.2. Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования. 3.9. План составляет ______________________________________________ отдельно для каждого уровня общего образования. План формируется _______________________________________________________________. При формировании плана обязательно учитываются: возможности школы и запланированные результаты основной образовательной программы; индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей); 5 предложения педагогических работников и содержание планов классных руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения. 3.10. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования. 3.11. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности: модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы; модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. 3.12. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. При подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за одну–две недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). 3.13. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Большее количество часов может быть выделено: ___________________________________________________________________________ ____________________________ ________________________________________________________ 3.14. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе. 3.15. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством. 3.16. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого _________________________________ изучаются запросы участников образовательных отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся _______________________________________________, классные руководители проводят родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих первоклассников _____________________________________. 3.17. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.10 настоящего Положения. 4. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов внеурочной деятельности 4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы курса) разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с уровнем своей квалификации и авторским видением курса. При необходимости к разработке приказом директора школы привлекается __________________________________________________________________________________ _______. 6 4.2. Структура программы курса должна содержать: 4.2.1. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287: содержание курса внеурочной деятельности; планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей программы воспитания. 4.2.2. Для обучающихся, которые осваивают ООП по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. 4.3. Рабочие программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП общего образования и с учетом программ, включенных в ее структуру, а также индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании программы курса учитываются особенности их психофизического развития и требования ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и соответствующих федеральных адаптированных образовательных программ. 4.4. Рабочая программа курса составляется педагогическим работником в соответствии с правилами, установленными Положением о рабочей программе. 4.5. Срок действия и объем нагрузки прописываются в рабочей программе с учетом содержания плана внеурочной деятельности. 4.6. Разработанный проект рабочей программы курса представляется на проверку и предварительное согласование ______________________________________________. 4.7. После предварительного согласования проект программы курса подлежит согласованию и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования. 4.8. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса осуществляет ______________________________________________. 5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности 7 5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические работники, назначенные ________________________. 5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописывается ответственным педагогическим работником в ________________ мероприятия в соответствии с содержанием плана внеурочной деятельности. 5.3. Педагогический работник составляет _______________ мероприятия внеурочной деятельности _________________. Содержание мероприятия внеурочной деятельности педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами основных образовательных программ общего образования. 5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет ______________________________________________. 6. Порядок участия во внеурочной деятельности 6.1. Участие во внеурочной деятельности является обязательным для всех обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования. 6.2. Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов, так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы. Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности осуществляется ________________________ ежегодно до начала учебного года. Наполняемость группы устанавливается ___________________________. Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий _____________________________________________. 6.3. Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале учебного года _______________________________________________ по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается ________________________. Перенос занятий или изменение расписания производится _________________________________________________________________________. 6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками в _____________________________________. Журнал учета должен содержать: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _____________________________ Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально отведенном для этого месте. 7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с использованием: дистанционных образовательных технологий; электронного обучения; образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных 8 исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания). 7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в дистанционном режиме: _________________________________________________ ______________________________________ ___________________________________________________________________________ __ __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _____________ ___________________________________________________________________________ _________________ ___________________________________________________________________________ ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________ 7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий. 7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа: своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов, список рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио; ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам курсов внеурочной деятельности; обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей); организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся; оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени; при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях. 8. Промежуточная аттестация 8.1. Освоение рабочих программ курсов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования __________________________________________________________________________________ 9 __________________________________________________________________________________ _________________________. Основными формами учета внеурочной деятельности обучающихся являются: индивидуальная оценка на основании ____________________________; коллективная оценка деятельности класса или группы обучающегося на основании ________________________________________. 8.2. Школа вправе засчитать результаты освоения обучающимся образовательных программ в иных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Зачет результатов проводится в соответствии с приказом Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и Положением о зачете результатов обучающихся, утвержденным ___________________________________________. Решение о зачете результатов оформляется ________________________ и вносится в личное дело обучающегося. 10