Рабочая программа по курсу ОДНКНР в 6 классе Рабочая программа по курсу «ОДНКНР» для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов: на 2023-2024 учебный год Программа предназначена для обучающихся 6 классов по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2023-2024 учебном году. Рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями). Основной образовательной программы основного общего образования (5-9); Учебного плана МКОУ « Брянская СОШ» на 2023-2024 учебный год; Календарного графика МКОУ « Брянская СОШ» на 2023-2024 учебный год; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека; - осветить наиболее важные духовно – нравственные ценности в свете развития личности и общества; - охарактеризовать наиболее важные цели и смысловые концепции в духовной сфере, как необходимый компонент в самостоятельной ориентации по приобретению жизненно необходимых ориентиров; - показать необходимость общечеловеческих идеалов в личностном духовно – нравственном пространстве; - уделить особое внимание воспитательным компонентам и самовоспитательным факторам личностной ориентации. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравст-венного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности. 2.Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии. 3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры. 4.Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и 2 примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы. 5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания. 6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха). 7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ Рабочая программа ориентирована на морально – нравственные нормы и духовные ценности Европейской цивилизации. Умения понимать и уважать общечеловеческие ценности, актуальность человеческого опыта для современного социума и его проблем, личностного становления при определении значимости смысла и целей в собственной жизни. Выявлять причинно-следственные связи между духовно-нравственной сферой и деятельностью личности, общества, в социальном пространстве больших и малых, формальных и неформальных группах. Определять главные факторы развития общества и их неотъемлемую связь с уровнем духовности и нравственности. МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) является логическим продолжением учебного предмета основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ) начальной школы и проводятся в 5-х, 6-х, 7-х классах в объеме 1 часа в неделю (Письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761), Программа предназначена для учащихся 6 классов. Сроки реализации программы в 6 классе – 1 год. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ Н.Ф. Dиноградова,Т.Э. Мариносян Основы духовно нравственной культуры народов России. Москва,Просвещение,2021 г. 1. Астахов, С. В. Духовность в современной школе С. В. Астахов / Начальная школа: плюс до и после. - 2011, № 1. С. 91-95. 2. Гликман, И. 3. Практический аспект нравственного воспитания / И. 3. Гликман // Народное образование, 2010, № 5. С. 259-263. 3. Губанова, Е. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Е. В. Губанова. Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. 2011. - № 5. С. 8-13. 4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. 24 с. («Стандарты второго поколения») // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 39-49 5. Доценко, Э. Е. Об особенностях нравственной воспитанности учащихся в инновационных образовательных учреждениях Э. Е. Доценко, Л. А. Мокрецова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - № 1.-С. 36-43. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать 3 ценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно- нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и 4 практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТРАЖАЮТ: Обучающиеся научатся: - систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России; - характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности; - характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; - описывать явления духовной культуры; - описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; - раскрывать роль религии в современном обществе; - характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. - объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны; - сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада; - давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре 5 нашей страны; - объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации Обучающиеся получат возможность научиться: - сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности; - применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни; - описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры; характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации по предметам, включенным в учебный план. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с локальными актами школы. Цели текущего контроля и промежуточной аттестации: • обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства; • установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков; • соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта; • контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования, проведения текущего и итогового контроля. ФОРМЫ И ВИДЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ: - устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по теме, участие в дискуссии с обоснованием позиции, интерпретация, преобразование, презентация прочитанного текста, декламация стихов и прозы, защита проектов и др.); - письменные (письменное выполнение домашних заданий, написание зрительного диктанта, изложения, эссе, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, реферата, проектной работы, учебно-исследовательской работы и др.); - выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий). ФОРМАМИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ: - письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, контрольные, творческие работы, комплексные контрольные работы, письменные ответы на вопросы теста, в том числе с использованием ИКТ; сочинения, рефераты и др.; -устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме собеседования, зачета, защиты проекта и др.; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Основной процедурой итоговой оценки достижения предметных и метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках содержания курса с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания образовательной области. результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о 6 проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с текстовым сопровождением; г) отчётные материалы по теме , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» 6 класс Тема 1- 3 часа Что такое культура общества .Материальная и духовная культура. Человек и вера. Религия. Традиционные религии народов России. Тема 2-5 часов Нравственные ценности народов России. Конституция РФ. Кого называют патриотом. Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года. Герои Великой отечественной войны. Нравственность и личность. Нравственные ценности. Воля и характер. Тема 3- 5 часов Семья-ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Семейные роли и ценности-в прошлом и настоящем. Преемственность поколений. Бережливость доброта и милосердие. Семейные традиции:гостеприимство. Традиции семьи в разных религиозных культурах Тема 4- 5 часа История развития образования в нашей стране на протяжении 10-21 веков. Миссия Кирилла и Мефодия. Развитие образования в Киевской Руси и Московском княжестве. Образование в Российской империи при династии Романовых: эпоха Петра и Екатерины,М.В. Ломоносов,А. С. Пушкин,Г.Р. Державин и другие деятели культуры 18-19 веков,внесшие вклад в развитие образования и русского языка. Царскосельский лицей. Религия и образование в традициях народов России. Тема 5-10 часов Художественная культура народов России. Понятие творчества. Виды искусства. Мифология и фольклор. Декоративно прикладное искусство Выдающиеся деятели культуры народов России: И. Е. Репин, И. Левитан, П. И. Чайковский и другие гениальные творцы культуры, их вклад в национальное достояние России и мира. Тема 6- 6 часов Как сохранить культуру общества. Что такое культурное наследие.Кому оно принадлежит. Объекты культурного наследия. Как государство охраняет памятники культуры. Тематическое планирование № Название темы 1 Раздел 1. ЧТО 2 3 4 ТАКОЕ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА Раздел 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Раздел 3. СЕМЬЯ – СОЗДАТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Раздел 4 Количество часов 3 5 5 5 РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Модуль «Школьный урок» «Пасха» 5 Раздел 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 НАРОДОВ РОССИИ 7 Модуль «Школьный урок» «Ураза-Байрам»» 6 Раздел 6. КАК СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА 6 Модуль «Школьный урок» «День Славянской письменности» Всего: 34ч 8 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВРОССИИ» 6КЛАСС ( по учебнику Н. Ф. Виноградова, Т. Э. Мариносян «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙКУЛЬТУРЫНАРОДОВРОССИИ»,Издательство«ПРОСВЕЩЕНИЕ», Москва,2021г.) № П/ П ТЕМАУРОКА КОЛВО ЧАСО В ТИП УРОКА , ЕГОФОРМА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДАТАПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ЧТОТАКОЕКУЛЬТУРАОБЩЕСТВА 1 Культураоб щества 1 2 Человекивера 1 3 Православие как направление христианства,исла ма,буддизма,иуда изма 1 Урок-лекция. Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры Влияние принятия христианства на развитие общества. Ислам в России. VII—XII вв. — золотое время исламской культуры Возникновение иудаизма. Иудаизм в России Распространение буддизма в России НРАВСТВЕННЫЕЦЕННОСТИРОССИЙСКОЙКУЛЬТУРЫ Стр. 6-9 01.09 Стр. 10-15 08.09 Стр.15-20 22.09 Гражданин игосударство.Ког о называютпатриот ом. Героическиестра ницыисториинаш ейстраны 1 6 Участники Бородинского сражения 7 Великая Отечественная война 1941-1945 годов Нравственныеце нностиличности 4 5 8 Стр.22-26 29.109 Стр. 29-34 06.10 1 Стр.34-41 13.10 1 Стр.41-48 20.10 Стр. 49-55 27.10 1 1 Урок-лекцияПриводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе; Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма; Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности СЕМЬЯ – СОЗДАТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХЦЕННОСТЕЙ 9 10 11 Семья – ячейкаобщества 1 Урок-лекция Стр. 57-64 10.11 Семейныеце нности Доброта и милосердие 1 Комбинированный Стр. 65-71 17.11 Стр.71-73 24.11 1 12 13 Гостеприим ствосемейная традиция Традиционн ые религии о семейных ценностях 1 Стр.74-76 01.12 1 Стр.76-81 08.12 Стр. 83-88 15.12 РОЛЬОБРАЗОВАНИЯВРАЗВИТИИКУЛЬТУРЫОБЩЕСТВА 14 Общество иобразование Страницы истории развитияобраз ования 1 Урок-лекция 15 Страницыистори иразвитияобразов ания. Образование в России в 18-19 веках 1 16 19 век (время правления императоров) Религия иобразование Влияние религий на развитие образования 1 17 18 1 Комбинированный Комбинированный 1 Стр. 88-94 22.12 Стр.94-100 29.12 Стр. 101-103 12.01 Стр.104-107 19.01 ХУДОЖЕСТВЕННАЯКУЛЬТУРАНАРОДОВРОССИИ 19 20 21 Области художественнойкул ьтуры Мифология и фольклор как пласт культуры Декоративноприкладноеискусств онародовРоссии Выдающиесядеяте ликультуры народовРоссии 23 Творцы российской культуры 22 1 Урок-лекция Стр. 109-112 26.01 Стр.112-115 02.02 1 Комбинированный Стр. 116-119 09.02 1 КомбинированныйВеликие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования Стр. 120-123 16.02 Стр.124-125 01.03 1 24 25 26 27 28 Художественная культура,рождѐнная религией Мечеть - Синагога 1 Художественнаякуль тура традиционныхрелиг ийРоссии Художественная культура ислама и буддизма. Иудаизм и художественная культура 1 Комбинированный Стр. 126-128 15.03 Стр.130-132 22.03 Стр. 133-136 05.04 1 Стр.137-140 12.04 1 Стр.140-143 19.04 1 Комбинированный КАК СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА Кого называютобразован нымчеловеком Культурноенаследие России 1 Урок-лекция Стр. 146-148 26.04 1 Комбинированный Стр. 149-150 03.05 31 Почему необходимо сохранять культурное наследие 1 Стр.150-151 10.05 32 Кому принадлежит культурное наследие 1 Стр.151-152 17.05 29 30 Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России . Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё 33 34 Объекты культурного наследия Как государство охраняет памятники культуры 1 Стр.153-155 24.05 Стр.155-156 31.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ.ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обученияи воспитания. – М., 2005. 6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 7. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов 2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа 3. http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования 4. http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека 5. http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека 6. http://www.lib.ru – электронная библиотека 7. http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал 8. www.hrono.ru - Всемирная история в интернете 9. www.istorya.ru- История стран и цивилизаций 10. http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы 11. http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебники Рабочая тетрадь к учебнику Персональный компьютер Электронные пособия ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.