Рабочая программа по предмету « ОДНКНР» для 5 класса учетом программы воспитания. с Пояснительная записка. Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса 2023 -2024 г составлена на основе следующих нормативных документов: -- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым Приказом Минобрнауки Российской федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями и дополнениями); Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями); Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 Основной образовательной программы основного общего образования (5-9); Учебного плана МКОУ « Брянская СОШ» на 2023 -2024 учебный год; Календарного графика МКОУ « Брянская СОШ» на 2023 -2024 учебный год; -Рабочая программа по ОДНКНР для 5-го класса разработана на основе примерных программ по ОДНКНР основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений. - Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2016., В.И. Власенко, А.В. Поляков. Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане основного общего образования. В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение года, 1 час в неделю, 34 часа в год. Срок реализации программы -1 год В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких 3 личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. Цель и задачи курса: Цель изучения курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России» – приобщение обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. Задачи курса: 1. Расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; 2. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества; 3. Формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной; 4. Воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры; 5. Развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности. Планируемые результаты обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; 4 — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно- нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые ус пешно формируются средствами данного предмета. Среди них: • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических 5 потребностей. Универсальные учебные действия.Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. • Работать с историческими источниками и документами. Общая характеристика учебного предмета. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой 6 духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков. Принципы организации обучения по курсу «Основы духовнонравственной культуры народов России». В Пояснительной записке к программе курса 4 класс подробно описаны принципы организации обучения, которые остаются ведущими и для организации обучения в 5 классе. Кратко раскроем их. 1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления. 3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры. 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения 7 постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса в понимании авторов, как было подчеркнуто выше, является представление культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Подчеркнем еще раз, что речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Основными целями и задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Основное содержание учебного курса. Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л . Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. 8 Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. 9 Тематическое планирование включает в себя следующие разделы: Раздел 1 2 3 4 5 6 Введение. Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. Модуль « Школьный урок» 4 ноября- День народного единства 9 декабря-День Героев Отечества Раздел 3. Религия и культура Модуль « Школьный урок» 18 марта-День воссоединения Крыма с Россией. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. Модуль « Школьный урок» 9 мая- День Победы Раздел 5. Твой духовный мир ИТОГО: Кол.часов 1 4 14 10 4 1 34 Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 1. Промежуточная аттестация подразделяется на: - годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающихся всего объёма содержания учебного предмета за учебный год; - четвертную и полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации; - текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). 2.Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающимися являются: - письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, практические, творческие работы;; письменные ответы на вопросы теста, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; 10 - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок. Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающимися могут использоваться информационно - коммуникационные технологии. 3. В соответствии с Уставом Учреждения при промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки во 2-11-х классах. 14. При пропуске обучающимся по уважительной причине более 50% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие обучающийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется. 15. При выставлении годовой отметки следует учитывать отметки за четверти (2 - 9 классы), полугодия (10-11 классы). Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое четвертных (2-9 классы) и полугодовых (10-11 классы) оценок. Критерии оценивания различных видов работ учащихся. 1. Диктант, способ проверки домашнего задания всего класса. Для проверки взять десять терминов (оценить по пятибалльной системе). 2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу. •«5» – выполнил всё задание правильно; •«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками •«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания; •«2» – почти ничего не смог выполнить правильно; 3. Выполнение тестовых заданий. 3.1.Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам. 3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. 4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Оценка: «5»— полностью выполнил все задание «4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки) «3» – правильно выполнил только половину заданий «2» – в задании много ошибок, не выполнил задание 5. Устные задания со свободным ответом. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися. Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. 6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК) 11 Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. 7. Проверочная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос). Может быть предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности. •«5» – выполнил все задания правильно; •«4» - выполнил все задания, иногда ошибался; •«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий; •«2» – почти ничего не смог выполнить правильно; 8. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме Форма контроля по аналогии с предыдущей работой. Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания. Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ. 12 Календарно-тематическое планирование ОДНКНР 5 в класс 2023-2024 учебного года № Тема урока п/п Кол часо в Разделы 1 Введение (1час) Величие многонациональной российской культуры Дата Предметные 1 В мире культуры (4часа) 2 1 Знакомство с предметом Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Понимать важность наследия для культурного и духовного развития нашей страны 3 Домашнее задание Планируемые результаты обучения УУД Знаменитый иконописец Андрей Рублёв. Метапредметные Личностные План 05.09 Регулятивные:умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их; анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Коммуникативные: участвуют в обсуждении вопросов, понимают позицию партнера.Познавательные:у станавливают причинноследственные связи и зависимости между объектами; составляют разные виды планов; следуют плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России Факт с.3-5 с.6-10 12.09 пословицы и поговорки разных народов сообщения 19.09 стр.10-11 4 5 Человек – творец и носитель культуры 1 Живительные воды нравственности 1 Нравственные ценности (14часов) 6 7 8 Жизнь ратными подвигами полна Регулятивные: умеют самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.Коммуникативные: участвуют в обсуждении вопросов; работают в паре и в группе, сотрудничают с одноклассниками, договариваются, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правилПознавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Понимать важность древних преданий, священных книг, пословиц и поговорок Регулятивные:самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий, следуют ему, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.Познавательные:анал изируют текст, выделяют в нём главное и формулируют своими словами.Коммуникативные:уч аствуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, Регулятивные:выбирают способы достижения цели, проверяют и корректируют их; Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку 1 «Береги землю родимую, как мать любимую» Отважное сердце Урал-батыра Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. 1 1 26.09 с.12-16 подобрать пословицы и поговорки о Родине и патриотических чувствах. 03.10 Сообщения Стр. 16-17 Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. с.19-21 вопросы и задания 10.10 стр.21-24 17.10 24.10 с.25-30 пословицы и 14 9 1 Всякий мужественный человек приносит славу своей Родине. 10 В труде – красота человека 1 1 11 12 Микула Селянинович «Плод добрых трудов славен» 1 решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. составляют разные виды планов; следуют плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. Познавательные: анализируют текст, выделяют в нём главное и формулируют своими словами. Коммуникативные:в ступают в речевое общение, участвуют в диалоге. сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их; составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Познавательные: анализирова ть текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Познавательные::привлекают информацию, полученную Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые поговорки о труде 07.11 с.30-35 14.11 ответы с.36-38 Сообщения с. 38-40 21.11 28.11 с.41-42 вопр. и задания с.42 05.12 15 13 14 Трудящийся достоин награды 1 предположения, прогнозировать круг возможных действий. ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:работают в паре и в группе, сотрудничают с одноклассниками, договариваются, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. человек может и должен чувствовать стыд и вину. Люди труда 1 Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Регулятивные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Познавательные:сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). 12.12 19.12 с.46-48 Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. 26.12 с.49-51 1 15 К. Циолковский основоположник космонавтики. с.43-46 вопр. и задания Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. 16 Бережное отношение к природе 1 1 17 Зачем нужны Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Знать заповедник Красная книга Черная Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные:выявл яют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативны вопр. и задания с.52-55 09.01 16 заповедники. 18 19 Семья – хранитель духовных ценностей 1 Семья – первый трудовой коллектив. 1 Религия и культура (10 часов) 20 Роль религии в развитии культуры 1 Культурное наследие христианской Руси 1 21 Христианская вера и образование в книга е:взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Регулятивные: формулируют смысловое содержание иллюстраций, связывают графическое и текстовое представление информации Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Познавательные: находят нужную информацию в печатных и электронных источниках Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. 16.01 с.56-68 вопр. и задания 23.01 с.68-82 Прочитать притчи. 30.01 с.84-87 вопр. и задания Сообщения С. 87-90 Коммуникативные: оформляю т диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, 06.02 17 Древней Руси. 22 согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. « Рубить повсюду 1 1 23 Духовная музыка Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Понимать тесную связь православия и любви к Родине для жителя России на протяжении многих веков. Понимать и принимать православные ценности дружбы, верности долгу, милосердия Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. 24 25 Культура ислама Литература и 1 1 Научатся определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения Коммуникативные: планирую т цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). 13.02 Регулятивные: выделяют нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Познавательные: самостоятел ьно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях 27.02 с.91-94 вопр. и задания 20.02 с.95-98 с.99-102 вопр. и задания 05.03 с.103-108 18 искусство 26 27 Иудаизм и культура 1 Иудейская история в произведениях живописи. нравственного поведения Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на урокеПознавательные: воспро изводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.Коммуникативные: оф ормляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу;Познавательные: воспр оизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; составляют монологические высказывания и небольшие Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). 1 28 Культурные традиции буддизма 1 12.03 с.109-114 вопр. и задания Сообщения 19.03 02.04 С.114-119 с.120-124 вопр. и задания 19 1 29 Буддийская скульптура 30 Как сохранить духовные ценности (4часа) Забота государства о сохранении духовных ценностей 1 31 Храм Христа Спасителя. 1 32 Хранить память предков 1 социальную принадлежность и познавательную ценность. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях повествовательные тексты с элементами рассуждения.Коммуникативн ые: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата Познавательные:во спроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: п ринимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и Регулятивные: высказывают предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; оценивают свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечают способы саморазвития. Познавательны е:самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные Осознание своей 14.05 принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются в нашем обществе 09.04 С.124-127 16.04 с.129-132 вопр. и задания 30.04 с.133-136 Умение сопереживать чувствам других, совершать поступки направленные на помощь и обеспечение благополучия. с.136-137 вопр. и задания С.136-141 20 33 Творить добро. 1 Твой духовный мир (1час) 1 34 Что составляет твой духовный мир. преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действийПознавательные: соз дают по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя; оценивают поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Коммуникативные :участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Вопросы с.141 21.05 28.05 с.143-155 21 Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1.Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России : учебник для 5 классов / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 160 с. 2. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс : методические рекомендации. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 64 с. 3. Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М . : ВентанаГраф, 2016. Информационно-методической обеспечение учебного процесса I. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера; презентации II.Цифровые образовательные результаты (ЦОР) для поддержки подготовки школьников: 1. http://easyen.ru/современный учительский портал 2. http://ifmir.info/budd.htm 3. http://www.pravoslavie.ru/ 4. http://www.muslim.ru 5. http://www.buddhism.ru 6. http://www.feor.ru 7. http://www.proshkolu.ru/tag/37017/ 8. http://annaellada.narod.ru/интересные 9. http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013 10. http://wikikurgan.orbitel.ru 11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи» 12. Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru 13. Рубрикон. http://www.rubricon.ru/ 14. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/ 22 Лист корректировки рабочей программы Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Дата проведения по факту 23